Нарушения речи у современных дошкольников

Речевые нарушения есть у многих дошкольников.

Как вовремя их выявить и сделать, чтобы ребёнок не только правильно говорил? Дети сегодня начинают говорить гораздо позже. При этом около 70% дошколят имеют нарушения речи. По нормам 1950 — х годов ребёнок должен был к году говорить около десяти слов, а к полутора — строить фразы. Но сейчас вы такое встретите редко. Часто бабушки и дедушки рассказывают молодым родителям, что в их время в этом возрасте дети хорошо разговаривали. Ждать того же от нового поколения мы не можем. Если сравнивать со старыми требованиями, задержку речевого развития можно ставить многим детям. Увеличилось и число малышей, рождающихся с неврологическими нарушениями. Это даёт о себе знать в развитии речи, так как  её формирование связано с восприятием окружающего мира.

Почему дети начинают говорить позже?

Речь и понимание мира у детей формируются через постоянное «оречевление» различных действий, ситуаций. Раньше, взрослые больше разговаривали с детьми, вовлекали их в диалог. Сейчас создано большое количество мультфильмов, которые показывают ребёнку. То, что персонажи мультфильма что-то говорят с экрана, малыш может воспринимать как шум, дополняющий картинку. Он не вычленяет оттуда отдельные слова, не задумывается над их смыслом. Если вы хотите, чтобы ребёнок вовремя заговорил, проговаривайте то, что вы делаете. Например, за едой произносите: «Сейчас мы берём ложку, теперь наливаем молоко». Тогда малыш поймёт, что похожие друг на друга предметы обозначаются одним и тем же словом, и сможет использовать его в своей речи. Иначе «стол» для него будет обозначать один конкретный стол, за которым он ест. Увидев другой, он уже не поймёт, как его назвать.

Гораздо сложнее случаи, когда ребёнок меняет местами или пропускает слоги, не умеет выстраивать фразы. Тут ждать пяти лет не нужно, лучше сразу обратиться к специалисту. Наплыв детей с нарушениями речи сейчас такой, что логопеды физически не успевают уделить всем должное внимание. Занимаются обычно лишь в самых трудных случаях. Остальным родителям показывают, как заниматься с детьми дома. Мамы и папы часто платят за индивидуальные частные занятия. Но гораздо эффективнее групповые, когда дети разговаривают ещё и друг с другом. Нарушения речи тесно связаны с проблемами понимания. А ведь современным детям приходится перерабатывать огромные объёмы информации!

Бывает, ребёнок хорошо считает, но не может понять, что от него требуется в задаче. Причина — проблемы с чтением, которые идут от неправильных речевых навыков. Пытаясь научить своего ребёнка читать, родители иногда совершают ошибку, объясняя ему чтение по буквам. Из-за этого часто возникают проблемы с пониманием прочитанного, техникой чтения и грамотностью. Часто взрослые учат детей самостоятельно,  проговаривая в слове буквы, а не звуки:  «Буква эм». Вот малыш и запоминает не звук «м», а букву «эм». Переучить же гораздо труднее, чем сразу привить нормальные навыки. Нужно сначала учить выделять звуки, а потом изучать буквы, с понятием «алфавит» нужно знакомить позже.

Начните с игры. По дороге в садик называйте ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук в начале, и просите его повторить. Покажите, что можно поменять звук и получится совершенно другое слово: например, «рак» и «мак». Вместе вспоминайте слова, начинающиеся на один и тот же звук. Потом делайте то же самое со звуком на конце слова, потом — в середине. Постепенно у ребёнка сформируется понимание звукового образа. Тогда уже можно будет спокойно учить его слоговому чтению.


                                                            Учитель-логопед Гурина И.А.

20 октября, 2017 by