Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Речевых патологий становится всё больше. По мнению специалистов-логопедов, если вовремя обратить внимание на речевые проблемы, то они могут стать необратимыми и исказить развитие личности ребёнка.
Достаточно часто приходится слышать, как родители говорят про своего маленького ребенка: «Все понимает, но не говорит». Обычно так говорят про детей, которые в общении используют мимику, жесты, так называемые лепетные слова (слова, состоящие из одинаковых слогов – баба, ляля). И если такое речевое поведение характерно для детей первого года жизни, то в 2-3-летнем возрасте такая ситуация – повод для беспокойства.
«Если у ребенка с рождения диагностируется патология, связанная с нарушениями центральной нервной системы, то развитие у него речевых навыков специалист должен наблюдать с самого раннего возраста. В этих случаях логопед определит характер и глубину речевых проблем, будет корректировать речевое развитие, даст рекомендации родителям».
При отсутствии глубоких патологий обязательный осмотр у логопеда ребенок должен проходить в 3, 5, 6 и 7 лет. Конечно, если родителей беспокоит, что ребенок «мало говорит», надо обращаться к специалисту и до 3 лет.
Обратите внимание: в период с 1,5 до 3 лет у ребенка активно формируется словарный запас, появляются двусоставные предложения, он проговаривает свои действия, когда играет.
Важно, чтобы логопед осмотрел ребенка перед тем, как он пойдет в детский сал. Логопед может диагностировать проблемы и, возможно, выяснится, что ребенку нужно идти не в обычный, а в логопедический детский сад. Родителям не стоит надеяться на то, что в обычном садике с «говорящими» детьми их ребенок научится правильно говорить, и проблема решится сама собой. Наоборот, именно регулярные занятия со специалистами сформируют у ребенка речевые навыки, необходимые для дальнейшего гармоничного развития.
Особенно эффективна коррекционная помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет: в это время идет активное становление речевых функций. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Сейчас патологии в речевом развитии у детей наблюдаются гораздо чаще, чем 10-15 лет назад, Это связано с тем, что родители меньше уделяют внимания коммуникации, общению с ребенком.
Например, достаточно часто обращаются на консультацию к специалистам с таким нарушением, как заикание. Когда пытаешься понять, в чем причина заикания, то выясняется, что дома маленький ребенок проводит много времени у телевизора или за компьютером. Визуальная и информационная нагрузка в этом случае настолько велика, что ребенок с его неустойчивой психикой ее не выдерживает.
Почему появляется заикание? Речевая функция еще хрупкая, она не сформирована, и, следовательно, деформация психики приводит к деформации речи. Как ни банально это прозвучит, но для нормального речевого развития детей родители должны с ними как можно больше общаться, причем с младенческого возраста.
Признаки благополучного развития речи у ребёнка:
— У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
— Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
— Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.
— Ребёнок вслушивается в речь и старается исправить сам свои ошибки.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
— У ребёнка есть неврологическое заболевание.
— Он неохотно повторяет слова и предложения, которые он слышит.
— Когда ребёнок слышит просьбу «повтори» или «скажи ещё раз», то он молчит или уходит, как будто вас не слышит.
— Он решает свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
— Ребёнку безразлично, понимает его кто-то, или он говорит на только понятном ему языке.
Общение, совместные игры, чтение вслух – все это развивает речевые навыки, формирует «чистое» произношение звуков.
Успехов Вам в речевом развитии ваших детей!
Материал подготовила учитель-логопед Гурина И.А.