Логопед рекомендует

Развитие речи с помощью МАССАЖЕРА «МАССАЖНЫЙ ШАРИК-СУ ДЖОК»
 «Ум ребенка — на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский.

На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, в тоже время воздействие на точки благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы Су-Джок терапии активно используют при различных речевых нарушениях для развития мелкой моторики. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей.

Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «Ёжиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речи.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным шариком.  

  1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
  2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
  3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
  4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
  5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
  6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
  7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
  8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Совет: если при использовании массажного шарика каждое движение рук представить в форме сказки, то малыш охотнее будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок будет развивать мелкую моторику рук и точность произношения слов сказки.

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

Действия
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик. зажать шарик в ладошке
Выглянул ёжик из своего домика и увидел солнышко раскрыть ладошки и показать шарик
У ёжика было много друзей  ( Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш. катать шарик от ладошки к каждому пальчику
И решил  он навестить своих друзей зажать шарик в ладошке
Выбежал он на тропинку улыбнулся ёжик солнышку. улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером
И побежал ёжик к Крошу так как его домик был совсем не далеко по прямой дорожке. прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик
Бежит,  подпрыгивает. шариком  покалываем   подушечку пальцев
Но не оказалось Кроша дома: «Навер-ное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик  и покатился дальше. катаем шарик по кругу ладони

 

Катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку. ладошки соединить в форме круга
Катится Ёжик, а навстречу ему  Копатыч идёт не  спеша.

Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке

зажимать шарик между ладошками
Ёжик спрашивает Копатыча: «Куда ты идёшь?»

— «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной»

перекладывать  шарик с одной руки в другую
Пошли они вместе. прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик
 Вдруг набежали тучки зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться
и закапал дождик: кап-кап-кап. кончиком пальцев стучать по колючкам шарика
Спрятался Ёжик под маленький  грибок и укрылся от дождя. ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним
Спрятался Копатыч под большой грибок  и укрылся от дождя ладошкой правой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним
А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб прокатить шарик по каждому пальчику
Раз – грибок, два – грибок,   много насобирали. зажать шарик в ладошке

зажать шарик в другой ладошке

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше катаем шарик по кругу ладони
Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает  её Ёжик: «Ты куда скачешь?»  Скачу, куда глаза глядят»- отвечает лягушка – «Поскакали со мной»

Стал Ёжик с лягушкой скакать

прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая

глубокий вдох

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик, лёг на кроватку, закутался одеяльцем и уснул. раскатывать шарик по ладошке

 

зажать шарик в ладошке

 

Игры с массажным мячиком.

Кручу верчу

Выполнение: Большими и указательными пальцами левой (затем правой) руки удержать шарик, а большими указательными другой — крутить, как бы пытаясь открыть его. Пальцы  чередовать: большой и средний, безымянный и большой и т.д

Шарик пальцами кручу-

Здоровым быть всегда хочу

 

 «Шарик — путешественник»

Выполнение: прокатывание и массажировние шариком различных частей тела, в игровой форме закрепляя их название и интерес к Cу -Джок массажу.

Мы с тобой давно друзья,

Не боюсь колючек я!

Смело я су-джок беру

Путешествие начну.

Бежит шарик по руке,

А теперь он на спине.

Вот по шее покружился,

На грудине очутился,

Там катался  шарик-ждок,

Насмешил меня, дружок.

Шарик прыгнул – убежал…

На ноге его поймал!

 

 «Лягушки по кочкам»

Выполнение: шарик раскрыть и положить на стол плоской поверхностью вниз. «Попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.

Мои пальчики —  лягушки,

Пучеглазые подружки

Все по кочкам проскакали

И в болото не упали.

Вот так пальчики мои!

Все сумели, все смогли

 

«Прятки»

Выполнение: сжимать и разжимать шарик в каждой рукеот 3 –х и постепенно до 10 раз.

Шарик спрятать я хочу,

В кулачке его держу.

То сожму, то разожму

И всем игрушкам покажу.

 

 «Колючий шарик»

Выполнение: шарик на ладони катать каждым пальчиком круговыми и прямолинейными движениямивверх-вниз, влево-вправо.

 

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

 

Массаж пальцев массажным кольцом.  

Чтобы процесс массажа не показался скучным, используйте стихотворный материал.

Ребенок  поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, прогова-ривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

  1. Этот пальчик — дедушка,
    Этот пальчик — бабушка,
    Этот пальчик — папочка,
    Этот пальчик — мамочка,
    Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.

 

  1. Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик лёг в кровать,
    Этот пальчик лишь вздремнул,
    Этот пальчик уж заснул.
    Этот крепко, крепко спит.
    Тише! Тише, не шумите!
    Солнце красное взойдёт,
    Утро ясное придёт.
    Будут птички щебетать,
    Будут пальчики вставать!

«Пальчик — дорожка»

Выполнение: необходимо надевать и последовательно прокатывать кольцо сверху вниз на   пальцах обеих рук поочередно, под счет «раз, два, три, четыре».

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику скольжу.

Здоровье пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

 

Прокатывание шариком по написанной букве

(Связь звука с буквой, профилактика дисграфии.)

Выполнение: прокатывание шариком по написанной букве или написание буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

 

«Синий шар кати, согласный звук мне назови»

Выполнение: ребенок называет согласный звук и катит шарик взрослому.

 

«Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»

Выполнение:  взрослый произносит слова, ребенок зажимает в кулачке шарик, если нет  звука в слове.

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Ребенок выполняет инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец и какой руки надето кольцо.

 

Составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета.

По инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно-синий шарик, красно-желтый шарик и т.д.

 

Информацию подготовила

учитель-логопед Кренева Светлана Юрьевна

 

 

 

 

24 апреля, 2018 by