Дополнительная образовательная программа Занимательная математика

Наименование образовательной программы

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада No 162 города Тюмени.

Реализуемый уровень образования

Дошкольное образование

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

1 год (старшая группа)

Описание образовательной программы

Программа дополнительного образования занимательной математики предназначена для развития математических представлений детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей дошкольного возраста интереса к математике, логике, мышлению и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решений, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов и многолетний опыт практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те

дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика ч определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Занимательный математический материал помогает подготовке детей к обучению в школе и является хорошей базой для усвоения программы развивающего обучения.

Цель программы: способствовать развитию вариативного и образного мышления, речи, психических функций, формирование у детей познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Задачи:

  •   Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  •   Увеличение объемов внимания и памяти;
  •   Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  •   Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  •   Развитие речи, умения

аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

  •   Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  •   Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Информация об учебном плане

Программа рассчитана для детей в возрасте от 5-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Продолжительность занятий не более 25 минут.

Количество занятий в месяц – 4. Количество занятий в год – 36.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Основные задачи математического развития решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а постигаются или путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных

признаков. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Это обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом к постоянным успехам. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а

придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты мышления. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Работа с дошкольниками строится на основе дидактических принципов:

  •   Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  •   Новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие его детьми»;
  •   Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом;
  •   При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  •   У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность

выбора;

  •   Процесс обучения сориентирован

    на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

  •   Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

    Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основе организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Информация о календарном учебном

графике

Режим проведения занятий 1 раз в неделю.

Возрастная группа – старшая. Начало учебного года: 01.10.2018г.

Окончание учебного года: 30.06.2019г.

Продолжительность учебного года: 36 недель.

Форма отчетности: диагностика, открытые занятия для родителей в конце года.

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения

1. Вагурина Л. Я. «Я начинаю учиться». Пособие для детей дошкольного возраста. Выпуск 1.

образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

Москва, 1995 г.;

  1. ВолинаВ.В.«Праздникчисла».

    Занимательная математика для

    детей. Москва, 1993 г.;

  2. «Давайтепоиграем».

    Математические игры для детей 5 – 6 лет. Под редакцией А. А. Столяра. Москва, 1991 г.;

  3. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей». Издание 2-е. Москва, 1978 г.;
  4. Маршак С. Я. «От одного до десяти. Веселый счет». Москва, 1959 г.;
  5. Мерзон А. Е., Чекин А. Л. «Азбука математики». Москва, 1994 г.;
  6. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Москва, 1994 г.;
  7. Моро М. И., Вапняр Н. Ф., Степанова С. В. «Математика в картинках». Москва, 1985 г.;
  8. Никитин Б. П. «Развивающие игры» 1981 г.;

10. Сербина Е. В. «Математика для малышей». Москва, 1992 г.;

11. Шмаков С. А. «Игры-шутки, игры-минутки». Москва, 1993 г.;

12. Вагнер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Москва, 1998 г.;

13. Вагнер Л. А., Дьяченко М. О. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Москва, 1989 г.;

14. Смоленцева А. А. «Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием». Москва, 1993 г.;

15. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. Т. «Математика для

дошкольников». Москва, 1992 г.; 16. Бондаренко А. К.

«Дидактические игры в детском

саду». Москва, 1991 г.;
17. Касабуцкий Н. И., Столяр А. А.,

Скобелев Г. Н., Чебатаревская Т. М. «Давайте поиграем». Москва, 1991 г.;

18. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Помоги принцу найти Золушку». Москва, 1994 г.

Численность воспитанников по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований

Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы 10 человек.

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

 

1 ноября, 2018 by admin